Лекция 7
Запад о монголах
Англия
Из анналов цистерцианского Мельрозского монастыря (Южная Шотландия, 1238): "Тут впервые прошел слух по земле нашей, что нечестивое полчище татарское многие земли разорило,; истинно ли это, будущее покажет..." (Матузова, 1978. с.182).
Хроника бенедиктинского монастыря Святого Эдмунда известие о нашествии татар (1239): "Племя нечестивое, татарами называемое, которое, недавно нахлынув с островов, наводнило [собою] поверхность земли, опустошило Венгрию с прилежащими к ней областями" (Матузова, 1978. с.182).
Геравзий Кентерберийский в "Деяниях королей" (1240): "Бесчисленное множество варваров, нахлынув с востока, все королевства, вплоть до Венгрии и Руси, невзирая ни на образ жизни, ни на вероисповедание, без различия уничтожило. Они татарами зовутся" (Матузова, 1978. с.183). Это свидетельство нельзя признать, как документ уточняющий место, откуда пришли монголы. Русь - это Киев и прилегающие земли; поэтому с востока на Русь могли придти и рязанцы.
Анналы бенедиктинского Тьюксберийского монастыря (1240-41): "Явился некий народ, называемый татарами, сыны Измаиловы, вышедшие из пещер [числом] до 30 миллионов и более. Но герцог баварский многих убил и сбросил в реку ...Генрих, сые императора Фридриха, был убит татарами, и великое избиение людей содеяно в канун дня святых Косьмы и Дамиана" (Матузова, 1978. с.183).
Матвей Парижский в Великой хронике": "...племя человеческое... и бесчеловечное...люди бесчеловечные и диким животным подобные... словно чума, обрушились на человечество... словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли... со стремительностью молнии...А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных их кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом ни одному из известных нам [народов]. Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. А кони у них чрезвычайно быстры [и] могут трехдневный путь совершить за один [день]. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди, [а] не сзади" (Матузова, 1978. с.184).
Более интересное сообщение (там же, 1238): "жители Готии и Фризии убоявшись их нашествия, не пришли в Англию, в Гернему, как у них заведено, во время лова сельди, которой они обычно нагружали свои суда. А потому сельдь в этом году в Англии из-за обилия [ее шла] почти за бесценок - даже в отдаленных от моря местностях до сорока или пятидесяти штук, даже самую отборную, продавали за одну серебряную монету" (Матузова, 1978. с.185). Неужели бои на Руси так напугали англичан? Сомнительно.
Матвей Парижский приводит призыв к объединенной борьбе с татарами германского императора Фридриха II ко всем европейским государям. Однако его противниеи распускают слухи о тайном сговоре императора с татарами (Матузова, 1978. с.187-188).
Приведем еще одно удивительное сообщение Матвея Парижского. Он пишет, что имперские евреи решили оказать военную помощь татаро-монголам (Матузова, 1978. с.189). Кто такие монголы, что ему евреи Священной Римской империи, не ограниченные в финансах, готовы оказать военную помощь! Поедатели человеческого мяса? (Как не вспомнить еврейскую версию о происхождении монгол - см. лекцию 6).
Золотая Орда
Прежде всего слово “орда” явно русского, дотатарского происхождения.
Итак, образовалось новое государство (часть, впрочем, какой-то монгольской державы от восточной Европы до Тихого океана) - Золотая Орды, чуждое русским и угнетающее их. Столица - город Сарай на Волге.
У государства должны быть чиновники. Они есть, например, баскаки. “Баскаки, яко бы атаманы или старосты” - поясняет нам Лызлов (Лызлов, 1990. С.27). У чиновников - бумага и перья, иначе они не начальники. В учебниках написано, что князьям и священникам (чиновники) выдавали ярлыки на правление. Но, вот чиновники татарские, не в пример современным украинским или эстонским, выучили русский язык, то есть язык покоренного народа, чтобы на “ихнем” языке писать выдаваемые бедолагам документы. “Заметим..., что ... не уцелел ни один из письменных памятников монгольских; не сохранились ни одна грамота, ни один ярлык в подлиннике. Весьма немногое дошло до нас в переводах” (Полевой, т.2. с.558).
Ну, ладно, просто, когда освободились от татаро-монгольского ига, то на радостях все написанное по татаро-монгольски сожгли. Понять можно русскую душу, гуляли люди. Другое дело воспоминания князей, их приближенных. Народ серьезный, аристократы. Ведь то и дело ездили в Орду, годами жили (Борисов, 1997, с.112). И уж тут-то должны были оставлять записи на русском языке. И хотя время не щадит документы, старит, но оно же их и создает (см. конец лекции 1 и лекцию 3, конец параграфа “Берестяные грамоты”). Все-таки почти триста лет без передыха ездили в Орду. Но нет, не везет нам, нет документов. Вот замечательные слова: “Русские люди всегда отличались пытливостью и наблюдательностью. Их интересовали жизнь и обычаи других народов. К сожалению, до нас не дошло ни одного подробного русского описания Орды” (Борисов, 1997. с.112). Обломалось русское любопытство на татарской Орде.
Татаро-монголы совершали набеги. Уводили людей в плен. Современники или потомки рисовали картины об этом печальном событии. Рассмотрим одну из них - миниатюру из венгерской хроники "Угон русского полона в Орду" (1488):
Взглядитесь в лица татар. Бородатые мужчины, ничего монгольского. Одеты нейтрально, подойдет для любого народа. На головах либо тюрбаны, либо колпаки, точь в точь как у русских крестьян, стрельцов или казаков.
Монголы жили в юртах. Часто кочевали. Юрты перевозили с собой. Как это делалось? Разбирали? Или перевозили в неразобранном виде (см. рисунок ниже)?
Монгольская юрта (реконструкция по Г.Г.Юлю)
Думается в любом случае нужна будет не одна лошадь.
Столица Золотой Орды Сарай
Сарай
“Палас удивлялся красоте и изяществу остатков строений Сарайских, и готической (?) их архитектуре” (Полевой. т.2, с.540).
“Епископская кафедра в столице Орды была учреждена в 1261 году. Занимавшие ее иерархи имели прямой доступ к хану (русские называли его царем - А.Гю), часто оказывались в центре всевозможных дворцовых интриг. На этом месте метрополиту нужен был достойный и преданный делу православия человек” (Борисов, 1997. С.78). Странные эти монголы: русские крутят ими как хотят (Плоскиня, метрополит). Правда, князей держали строго, резать друг друга не мешали, но если налоги вовремя не собирали, то князю плохо приходилось. Их ведь, не как сейчас губернаторов, не народ избирал, а ярлык на княжение от царя, то есть хана получали. Царь дал, царь отнял, царь и убил.
В каких городах еще жили татары?
В Ростове Великом. Сейчас поясним. Вот великий князь Юрий Данилович едет в Орду. “Их Москвы Юриф поехал в Ростов (это на север от Москвы - А.Г).... Должно быть , он хотел собрать там кое-какие деньги с ростовских князей. Остановка в Ростове перед отъездом в Орду имела и другую цель, сокровенную цель. Этот город с середины XIII века стал излюбленным местом поселения для живших на Руси татар. Среди них были опальные ордынские вельможи и купцы, чиновники налоговой службы и люди из свиты знатных ордынских невест, выданных замуж за ростовских князей Глеба Васильковича и Константина Борисовича. Вся эта пестрая татарская колония имела прочные связи со своими сородичами в степях. Здесь, в Ростове можно было узнать самые свежие новости из Орды, получить полезный совет и протекцию при ханской дворе” (Борисов, 1997. с.84). Но, чтобы успокоить читателя, возмущенного таким внедрением татар в старинном русском городе, продолжим цитату: “Конечно, для коренных ростовцев было весьма неприятным беспокойное соседство татарской слободки. Время от времени они поднимали восстания и выгоняли татар из города (интересно, как часто - А.Г.). Однако те вскоре возвращались....”.
Кстати, о татарских женах русских князей. Татарка была женой у великого князя Юрия Даниловича (его брат - это Иван Калита). У ярославского князя Федора Черного жена дочь ордынского хана Тохты; за их внука (и дети значит были, раз появились внуки) Иван Калита выдал свою третью дочь (Борисов, 1997. С.173). Ростовский князь Федор Михайлович также "оженися" в Орде "у Велъбласмыша" (Акад., 1302)" (Насонов, 1940. с.60). Между прочим князя Федора Черного и его двух сыновей Давида и Константина "причли к лику святых", поскольку "на гробе его происходили чудеса" (Полевой, т.2. с.306).
Как обстояло дело у этих жен с личной гигиеной? Здесь достаточно привести внушаемую русскому читателю вторую сотню лет мысль о татарах. “Одевшись в тончайшие китайские и хорезмийские ткани, кутаясь в собольи меха, монгольские темники, следуя заветам предков, никогда не мылись в бане, обтирали жирные от еды руки о полы халатов и не стеснялись ничьим присутствием, исполняя простейшие желания” (Борисов, 1997. С. 112). Кто не знает, да узнает: шелковое белье спасало от вшей. “Басурман уходил - а в коридорах еще долго не выветривался кислый запах овчины и никогда не мытого человеческого тела” (Борисов, 1997. С. 41). Трудно поверить, что с монгольскими женщинами все обстояла иначе - ежедневный душ, французкое мыло и шампунь, сауна. Сразу следует оговориться: свидетельства русских путешественников XIX в., вернувшихся из Монголии, не в счет.
И у византийского императора была татарская жена.
Куликовская битва
Мамаева Орда - Причерноморье и земли придонские. Земля за Волгой подчинялась Тохтамышу. Так что нельзя говорить о схватке Северо-Восточной Руси с Золотой Ордой. Союзниками Мамая были Литва и Рязань. Союзникам Дмитрия Донского был ... татарин Тохтамыш (Гумилев, 1992б. с.425) . Таким образом, Куликовская битва - это сражение между Западом и Востоком, католичеством и православием. Обе силы были поддержаны частями расколовшейся Золотой Орды.
Кто был в войске Мамая
"Меньше всего в полчище Мамая находилось монгол и татар" (Заичкин, Почкаев, 1992. с. 163).
Мамай шел "со всею силою Тотарьскою и Половецкою, и еще к тому рати понаимовав, Бессермены, и Армены, и Фрязи, Черкесы, и Ясы, и Буртасы" (Летописная повесть), а также аланы. Фряги - это генуэзцы, которые обитали в приморских городах.
Татары в старых русских произведениях о Куликовской битве часто отождествляются с половцами и печенегами. В краткой редакции летописной повести "О великом побоищи, иже на Дону", входящей в состав Троицкой летописи пишется: "безбожный и злочестивый ординский поганыи Мамаи, събрав рати многы и всю землю Половецкую и Татарскую ... поиде на великаго князя Дмитриа Ивановичя..."(Куликовская битва..., 1980. с.46). Другие аналогичные отрывки: "Мамай идет на Русь "с всей силою татарскою и половецкою"; "Дмитрий Иванович с всеми князьями рускими, изрядив полки, иде против поганых половецъ"; "Поди, господине, на поганыа половци" (- призыв Сергия Радонежского); "храбрии же витязи, довольно испыташн оружие свое над погаными половци"; "Выеде же печенег ис полку татарского..."; "Ныне подвизаемся пртиву безбожных печенег, поганых татар"; "Дмитрий Иванович, объезжае поле битвы, видит "Пересвета черьца, а перед ним лежыт поганый печенег, злый татарин, аки гора" (Куликовская битва..., 1980. с.46-48).
Кто был в войске Дмитрия
Конница Донского состояла их крещеных татар (Гумилев, 1992в. с. 162). Они составляли знаменитый Засадный полк, удар которого решил исход битвы.
Кстати, кому Дмитрий Донской поручил быть сторожевым против татар в ночь перед битвой? "...одному человеку, по имени Фома Кацыбей (он раньше был разбойником и покаялся), крепкому и доблестному весьма ..." (Повесть о Куликовской битве, 1980. с.95). Хотелось бы: знать этот "Фома" русский, или этот "Кацыбей" татарин? А раз разбойник, но при этом "доблестный весьма", то скорее всего речь идет о казаке (см. лекцию о казаках). Трудно ведь допустить, что бывшему грабителю или убийце с большой дороги поручили столь ответственное дело.
Что за имя такое Мамай?
Что за вопрос. Конечно татарское, раз он татаро-монгол. Но вот, что интересно: "на Украине сложился образ народного героя-защитника - Козака Мамая" (Шилов, 1996. с.263). Удивительное имя выбрано для украинского, то есть русского (в том смысле, что, как отмечалось ранее, Русь - это киевские земли) народного героя?
Оборона Москвы от Тохтамыша (1382)
Оборона описана в Московском летописном своде. Но вот что интересно. В Своде 1418 г. "народи мятежници", "крамольници" - это те горожане, которые собрались защищать город. Но уже в Своде 60-х годов XV в. и в Ермолинской летописи "крамольницами" и "изменницами" названы горожане, стремящиеся покинуть Москву (Куликовская битва, 1980. с.61). Редакторское перо переписало "историю". Кстати, Дмитрия Донского в городе не было; ее защищал пришедший в Москву литовский князь Остей, "внук Ольгердов".