|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.К.Гуц
КИБЕРНЕТИКА
Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. 188 стр.
|
Учебное пособие посвящено изложению
основ науки кибернетики. Дается представление о науке
кибернетике в целом и о ее различных направлениях:
социокибернетике, математической кибернетике, технической
кибернетике, экономической кибернетике, биологической кибернетике,
медицинской кибернетике и др. Отдельно освещаются вопросы
искусственного интеллекта.
Для студентов и аспирантов факультетов компьютерных наук,
информационных технологий и математических факультетов.
Оглавление
Введение
Глава 1. Кибернетика
1.1. Системы
1.2. Информация
1.3. Кибернетические системы
1.4. Обратная связь
1.5. Циклические процессы
1.5.1 Самоприменение, рекурсивность
1.5.2 Самоорганизующиеся системы
1.6. Кибернетика
1.7. Кибернетика 2-го порядка
1.8. Кибернетика и информатика
1.9. Кибернетика в СССР
1.10. А.И. Берг
1.11. А.И. Китов
Глава 2. Социокибернетика
2.1. Принципы социокибернетики и черты социокибернетических исследований
2.1.1. Принципы социокибернетики
2.1.2. Основные черты социокибернетических исследований
2.2. Мультиагентное моделирование
2.2.1. Искусственное общество
2.2.2. Метод мультиагентного моделирования
2.2.3. Правила искусственной жизни
2.2.4. Искусственная жизнь агента в среде
2.2.5. Задание окружающей среды
2.3. Искусственная жизнь на сахарных холмах
2.4. Модель устойчивой семьи (запах денег)
2.4.1. Поведение агентов-мужчин
2.4.2. Поведение агентов-женщин
4.3. Компьютерные эксперименты
2.5 Общение людей, по Бёрну
2.5.1. Правила "межличностного" взаимодействия агентов
2.5.2. Описание внешней среды -- поля взаимодействия и принципы перемещения агентов по полю
2.5.3. Описание зоны видимости
2.5.4. Определение количества взаимодействий агентов
2.5.5. Конфигурации агентов в поле
2.6. Бронислав Трентовский
Глава 3. Математическая кибернетика
3.1. Теория управляющих систем
3.2. Теория информации
3.2.1. Определение информации
3.2.2. Классический канал связи с шумом. Теоремы Шеннона
3.3. Исследование операций
3.4. Теория игр
3.4.1. Игры и их классификация
3.4.2. Матричные игры
3.4.3. Чистые и смешанные стратегии
3.4.4. Позиционные игры
3.4.5. Критерии оптимальности стратегий
3.5. Теория принятия решения
3.5.1. Оптимизационная модель принятия решений
3.5.2. Принятие решений в условиях неопределенности
3.5.3. Биполярный выбор
3.6. Математические вопросы семиотики
3.7. Рекурсивность
3.8. А.А. Ляпунов
Глава 4. Техническая кибернетика
4.1. Построение ЭВМ
4.2. ЭВМ на трехзначной логике
4.2.1. Трехзначные логики Васильева и Лукасевича
4.2.2. ЭВМ "Сетунь"
4.3. Рекурсивные вычислительные машины и машины с динамической архитектурой
4.4. Автоматические системы управления
4.5. Автоматизированные системы управления
4.6. В.М. Глушков
4.7. А.А. Берс
Глава 5. Биокибернетика
5.1. Регулирование и управление
5.2. Биокибернетические системы
5.3. Определение жизни
5.4. Эволюция как управляющий процесс
5.5. Биоинформатика
5.6. Нейрокибернетика
5.7. И.И. Шмальгаузен
Глава 6. Медицинская кибернетика
6.1. Медицинские автоматизированные системы управления
6.2. Компьютерное моделирование в стоматологии
6.3. Медицинские диагностические системы
6.4. Медицинские информационные системы диспансерного наблюдения
6.4.1. Система диспансерного наблюдения пациентов, перенесших инфаркт
миокарда
6.5. Н.М. Амосов
Глава 7. Экологическая кибернетика
7.1. Экологические системы
7.2. Информационные потоки и каналы лесного биоценоза
7.3. Понятие информации
7.3.1. Носители информации в растениях
7.3.2. Носители информации в фитоценозах
7.3.3. Специфика кибернетического описания леса
7.4. Игровая модель управления защитой лесов
7.4.1. Стратегии Природы
7.4.2. Стратегии Лесного управления
7.4.3. Пример игры. Белозерское лесничество
7.5. В.Г. Нестеров
Глава 8. Экономическая кибернетика
8.1. Экономические системы
8.2. Экономическая информация
8.3. Оптимизация управления многоотраслевой экономикой
8.4. Транспортная задача
8.5. Л.В. Канторович
Глава 9. Квантовая кибернетика
9.1. Архитектура квантового компьютера
9.2. Регистры
9.2.1. Бит и классический регистр
9.2.2. Кубит и квантовый регистр
9.3. Процессор
9.3.1. Классический процессор
9.3.2. Квантовый процессор
9.4. Условия появления квантового компьютера
9.5. Вычисление на квантовом компьютере
9.5.1. Ввод начальных данных
9.5.2. Вычисление
9.5.3. Вывод результата
9.6. Исправление квантовых ошибок
9.7. Классический компьютер вычисляет все, что вычисляет квантовый
9.8. Квантовый алгоритм факторизации Шора
9.9. Реализация квантового алгоритма Шора на трех кубитах
Глава 10. Искусственный интеллект
10.1. Тест Тьюринга
10.2. Нейрокибернетика
10.2.1. Модель нейрона. Нейронные сети
10.2.2. Перцептроны
10.2.3. Нейроимитаторы
10.3. Кибернетика "черного ящика"
10.4. Представление знаний
10.4.1. Логические представления
10.4.2. Семантические сети
10.4.3. Фреймы
10.4.4. Системы продукций
10.5. Компьютерная лингвистика
10.6. Робототехника
10.6.1. Человекоподобные роботы
10.6.2. Мобильные роботы
10.7. Распознавание образов. Обработка изображений
10.8. Экспертные системы
Заключение ...........................................153
Литература ........................................... 155